AR-info.ru / Приключенческие гонки и мультиспорт / AdventureRaces.ru

ADVENTURE RACES
Приключенческие гонки и мультиспорт
TEAMBUILDING - тимбилдинги, командные треннинги
Приключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ruПриключенческие гонки и мультиспорт AdventureRaces.ru
Привет! !
Авторам >>>


Шесть соток. Кросс-кантри во всех видах. 2006 Рассказ Андрея Собетова, кайт-путешественника и папланериста :: Статьи :: :



"Шесть соток. Кросс-кантри во всех видах. 2006 Рассказ Андрея Собетова, кайт-путешественника и папланериста"
Разместил: Елена Правенькая, 23-12-2006

Андрей Собетов
Статья не мультиспортсмена, но МУЛЬТИпутешественника. А для тех, кто пробовал кайт или параплан, многие слова статьи прозвучат музыкой.


Публикации А.Собетова:

Через Ладогу. 2006
Балхаш. 2005
Габбро-нориты Щелейки. Онего. 2004
ЛАДОГА. КАЙТТУРИЗМ. 2004
Валаам за час. 2006

Шесть соток


Кросс-кантри во всех видах

Кросс-кантри – это то, что привлекает меня больше всего в разных видах спорта. Люблю кросс-кантри! Однодневный поход-марафон с использованием только собственных сил и сил природы. Никаких двигателей, шума, бензина. Чистота, тишина, красивейшие пейзажи. Настоящие, вечные ценности. Один на один с природой. Только ты и небо. Ты и горы. Ты и лес. Ты и снежные просторы. Они проплывают сквозь тебя, а ты сквозь них. Остаются впечатления. Но не стороннего наблюдателя, а участника.

Активность. Напряжение всех сил. Терпение и выносливость. Этот день будет для нас настоящим испытанием. Но мы должны достичь цели. А наша цель – пройти маршрут. Маршрут должен быть линейным или до цели с возвращением. Круги на стадионе и лепестки-кольца в зачет не идут. Тупо километраж накручивать не будем. Мы хотим много пройти и многое посмотреть. Маршрут должен быть интересным. Маршрут должен быть большим. Маршрут должен быть настоящим.

Круглая цифра «100» нам, пожалуй, подойдет. Люблю 100! Мне довелось сделать стокилометровую дистанцию в шести видах: Параплан, Кайт, Бегом, Лыжи, Велосипед, Горные лыжи. Давайте вместе пройдем и сравним.


1. Параплан

Самое впечатляющее приключение из всех. Самое опасное. Самый большой расход психической и самый малый - физической энергии. 5 часов сидячей работы в удобном кресле. Правда, это кресло то возносит вас на высоту выше 5 тыс. метров, то стремительно опускает к самой земле. Иногда вы просто падаете, пролетая мимо сложившегося в тряпку крыла, глядя на летящие на вас скалы. Иногда белые космы облаков скрывают от вас землю. А иногда вы скребете подвеской по верхушкам деревьев на склонах гор. И впитываете, впитываете, впитываете эти невероятные, фантастические впечатления. Ледники и водопады, ущелья со скальными стенами, леса и озера, поля, дороги, города. Все проплывает под нашим крылом. Мы смотрим на них, но сосредоточены на главном.


О, Поток! Как найти тебя? Как не потерять тебя? Когда покинуть тебя? Вот вопросы, волнующие больше всего парапланериста на маршруте. Высота. Глиссада. Скорость. Время. Ветер. Развитие и переразвитие погоды. Все это тоже очень важно. Вот облака подозрительно потемнели, а ветер усилился. Будет ли гроза? Пора приземляться или можно еще лететь? От ответа на этот вопрос может зависеть ваша жизнь.


Много и других опасностей подстерегает вас на маршруте. Например, самая банальная – вы увлеклись, залетели далеко от дорог в леса и горы и потеряли поток. Вынужденная посадка на лес. Болтаетесь на стропах в 30 м над землей. Связи нет. Никто не знает, где вы. Наступает ночь… Или, к примеру, – вы увлеклись, облизывая рельеф, и залетели в ротор. И тут вас КА-а-ак… Ну, не буду, не буду…


У нас с вами все идет прекрасно. Погода отличная. Нас почти не складывает. Потоки мы не теряем и все время новые находим. Они, потоки, у нас прямо по маршруту расставлены. На нужном расстоянии. И вообще мы один раз высоту набрали, а дальше «дельфином» летим по облачному шоссе. Триммер-аксель, триммер-аксель. Вот так. А к грешной земле только сами иногда опускаемся, пофоткаться да получше рассмотреть, что за чудаки там обитают. Вот масенькие такие букашки вверх по склону медленно ползут и все с рюкзаками. Кто такие? Ой, туристики! Пыхтят, бедняжки, надрываются. Тяжело, наверное, пёхом в гору топать?


А у меня варио опять запищало, подъем пошел. Перевалился в подвеске, в правую спираль встал, и через несколько минут я уже снова там, под облаками. Все вершины ниже меня. Так сказать, восхождение в кресле. Легко! Вот и конечная глиссада. Приземление. Есть сотня! Звонок. Подбор. Машина. Едем и едем обратно вдоль гор. Боже, неужели я все это пролетел!


2. Кайт.

Зима. Лед. Ветер. Что еще надо? Да чтобы лед был ровный, да ветер не стихал. Все остальное зависит от нас. Выбор кайта и лыж, одежды и снаряжения. Планирование маршрута. Для Большого маршрута нужны Большие озера (Ладога, Онега, Имандра, Балхаш). А вот Байкал не очень. И ветер, и лед не те. Северные моря торосистые. Финский залив маловат. Кайт в меньшей степени зависит от погоды, чем параплан, но все же зависит довольно сильно. Потоки не нужны, нужен «только» ветер. Но достоверность ветрового прогноза очень важна. Искусство кайтера уступает искусству парапланериста, но все же требует достаточно высокой квалификации и хорошей физической подготовки. Умения ходить в широком ветровом диапазоне от почти штиля до штормового (от 1 до 15 м/с) любыми курсами. Особенно трудно ходить по ветру и в слабый ветер. Яхтсмены говорят, что все гонки выигрываются по штилям.

Очень важно умение не терять время на «вошканье» - вспомогательные операции: перестежку кайтов, распутывание строп и.т.д. Вошканье съедает время на маршруте, которое не компенсировать никакой гонкой. Выгоднее постоянно ехать с небольшой скоростью, чем временами гнать, а временами стоять.


Повороты в кайтинге, по сравнению с горными лыжами, редки. Подолгу приходится идти одним галсом, кантуясь и упираясь изо всех сил. Статическая нагрузка на ноги очень велика. Требуется не только выносливость, но и сила. Тренируйте ноги. Руки вам тоже, впрочем, понадобятся, особенно в слабый ветер крылышком махать. Зима, холод, ветер, а попотеть придется, так что и одежда должна быть соответствующая. Показаны гортекс, виндблок и прочие ветрозащищающие и потовыводящие мембраны. Вес рюкзака минимизируйте. Но помните, там должно быть все, чтобы обеспечить ваше выживание при зависании в любой точке маршрута. Ориентирование и связь также очень важны.

Мое излюбленное место – северная Ладога. Шхеры. Скалы. Острова. Красотища! От Приозерска через Валаам до Питкяранты как раз 100 км будет. Прекрасный маршрут! Но помните об опасностях. Ладога коварна и не всегда замерзает полностью. В центре озера почти всегда полынья. Возможны подвижки и отрывы льда.


Онега понадежнее. И центр озера замерзает. Мы там и 200 км маршрут проходили от Медвежьегорска до Петрозаводска. Есть где разгуляться. А на заполярной Имандре и в апреле, и в мае еще кататься можно.

По сравнению с парапланеризмом кайтинг технически и тактически проще, переменных факторов в кайтинге меньше. Работа на плоскости, а не в трехмерном пространстве. Опасностей меньше. Травм меньше. Летальных исходов известен мне только один. Основная опасность – ненадежный лед.

Требуемая физическая подготовка – от средней до высокой.


1. Бегом

Хотите испытать себя? Вперед! 100 км за 24 часа с ориентированием по пересеченной местности. 100 - это по прямой. Реально пройденное расстояние до 130 км. Суммарный перепад высот на маршруте (Карельский перешеек) 2-5 тысяч метров. Самая тяжелая физически сотня из всех. Откровенный мазохизм.


Лето. Белые ночи. Сосны вонзаются, типа, в небо. Палатки. Дымок от костра вьется над теплой, парной гладью тихого лесного озера. Дразнящий запах шашлыка. Гитарный перезвон. Девичий силуэт обнаженной купальщицы… Все люди отдыхают как люди, один я, придурок, бегу, высунув язык на последнем издыхании. 70 км позади, еще 30 осталось. Нет, не один, четверо нас таких придурков – команда. Один упадет, остальные подхватят, волокут до пункта отдыха. Там чуток отлежится, оклемается и дальше погнали. Опыт показал, что физически здоровый, но специально не тренированный человек может преодолеть 50 км дистанцию. Трудно, но можно. До промежуточного финиша на отметке 75 км доходила уже только половина команд. А до вожделенной отметки 100 в контрольное время 24 часа - только одна четверть. Критическая цифра 75. На ней ломается большинство. Позади день и бессонная ночь, полные чудовищной молотьбы. На промежуточном пункте расслабуха - обязательный часовой отдых, питье, питание, медконтроль.


- Ну что, вы идете дальше, или сходите с дистанции? – спрашивает судья.
Они отводят глаза. Слабых тут нет. Сейчас мы увидим, как ломаются сильные. Первыми кончились силы, потом амбиции, потом воля. Потом они шли на автомате, по инерции. Чтобы хотя бы дойти до промежуточного пункта. Другие сошли еще раньше. Упали под елку, легли отдыхать, а потом поплелись к ближайшей станции. Соблазнительный пример.
- Так вы идете?
Вот он, момент истины. Скажи – нет. И этот кошмар, эта добровольная пытка сразу прекратится. Зачем куда то идти? ЗАЧЕМ?


Еще недавно вы хотели этого больше всего на свете. Испытать себя. Сделать 100. Или думали, что хотели. А оказалось, что есть предел. Предел, после которого теряется смысл. Предел - он есть для каждого. Неплохо знать свой предел.
Они качают головой. Они сходят с дистанции.

Ййесс! А мы идем дальше!


4. Лыжи

Те же 100 за 24, только зимой на беговых лыжах. Лыжи лучше беговые, а не широкие туристские, даже с учетом тропежки по целине. Часть дистанции (меньшую) можно пройти по лыжням, часть по целине, часть по лесным и проселочным дорогам классикой или коньковым ходом, а часть, сняв лыжи, бегом по шоссе.

Ситуация осложняется ночным зимним холодом, коротким световым днем, большим весом рюкзаков (термосы, теплая одежда). Но в целом лыжня сотня физически легче летней, беговой. Нет ударной нагрузки на ноги. Работают дополнительные группы мышц. При скольжении идет расслабление и отдых. Физически тяжела тропежка по глубокому снегу. Все в команде должны быть готовы к нелегкой доле первого номера, пробивающего снежную траншею в ударном темпе. Технически трудны скоростные участки. Необходима хорошая лыжная подготовка у всех участников команды. Роль команды важнее, чем летом. Технические требования выше.


Питание, питье, водно–солевой баланс в зимнем сверхмарафоне, как и в летнем, очень важны. До 5 литров жидкости приходилось мне выпивать за сутки на дистанции. Поступление соли в организм должно быть адекватным. Первые 50 км мы делали обычное питание. Потом в основном питье, соли, углеводы, витамины, стимуляторы. Все природное (изюм, курага, мед, лимон, орехи, соки). Никакой синтетики. Полностью компенсировать потери энергии питанием на дистанции невозможно и не нужно. Но подкидывать время от времени в кровь сахар нужно обязательно. Реакции индивидуальны. У некоторых участников батарейки садились буквально каждые несколько километров, но горсть изюма - и они шли дальше. А другие шли подолгу на одной заправке.

Тактика зимой важнее, чем летом. Выбор оптимального пути может дать существенное преимущество. И наоборот. Типичная ловушка - хорошая дорога в глухом лесу, ведущая к «пионерлагерю». Знакомые с советскими картами должны догадаться, что это может значить.

Сойти с дистанции зимой сложнее. Надо обязательно дойти до теплого промежуточного пункта. Особенно ночью. Кто ляжет - замерзнет.


5. Велосипед

100 на велике? Легко. Любой проедет. Вопрос, где и как ехать. Город я исключаю сразу. За город еще добраться надо. Как ни крути, а все равно большая часть дистанции по дорогам в потоке машин. И только меньшая часть по вожделенным лесным дорожкам. Либо надо разбирать-собирать–упаковывать неудобоносимый груз. Завидую странам с развитой сетью велосипедных дорог. У нас же возможности велосипеда для общения с природой весьма ограничены. Шумная, вонючая, вредная и опасная обочина шоссе - вот наш удел. Ваше счастье, если вы живете за городом.

Городского же жителя, пожелавшего пройти маршрут на велосипеде, но принципиально не желающего ездить по автомобильным дорогам и дышать бензином, ждут проблемы. Да и вдали от города не так легко найти возможности пройти линейный экологически чистый маршрут. Увы, мне это удается гораздо реже, чем хотелось бы.


6. Горные лыжи

Елозить весь день один склон неинтересно. Уж лучше кайтингом заняться. Другое дело, когда много-много склонов связаны подъемниками в одну систему. Количество переходит в качество. Открывается возможность однодневного путешествия на горных лыжах, все время по разным склонам и трассам. То есть настоящее кросс-кантри! Плюс обалденные виды. Горы ведь, а не плоскость, как в кайтинге. С вершины на вершину, из долины в долину. При достижении заветной цифры 100 становится совсем интересно. Надо попробовать и эту развлекуху.

Циллерталь в Австрии предлагает 115-и километровое лыжное сафари. Проходится за 5 часов, если нет очередей на подъемники. Рекомендуется только «опытным лыжникам». Впрочем, трассы в основном красные и синие, только одна черная. Суммарный перепад высот 7300 плюс и столько же минус. Я прошел эту дистанцию подозрительно легко. Испытал одновременно 2 чувства: кайф и разочарование. Разочарование от того, что кайф слишком быстро кончился. Я бы еще ехал бы и ехал дальше, дальше, дальше… Нагрузиться даже толком не удалось, какая ж это сотка? В кайтинге нагрузка больше. А здесь 3 минуты вниз соскользнул, 7 минут в кресле едешь, отдыхаешь. Половина дистанции на подъемниках, чистой каталки всего 50-60 км. Но какой же это кайф - наслаждаться скоростью и видами Альп, подставлять лицо лучам горного солнца. Гнать по Большой трассе с максимальной скоростью или скользить расслабленно, имея возможность в любой момент подрулить к ресторанчику на глинтвейн. Сочетание активности и комфорта. Согласитесь, что-то в этом есть.


Шесть соток. Они все такие разные. И каждая подарила мне незабываемые впечатления. Надеюсь, моя коллекция пополнится и другими. Новые приключения впереди!





Оставить коментарий :

Псевдоним:
Ваши замечания:
Ссылка (если нужно) - с http:// :
Название ссылки (если нужно):

Вычесть 1 из кода на картинке
Введите РЕЗУЛЬТАТ!:




Всего статей во всех разделах:221
Рассказы о приключенческих гонках79
пост-релизы и пресс-релизы12
Интервью с мультиспортсменами 29
Интервью с директорами и мультиспортсменами приключенческих гонок62
Тренировки14
Организаторы приключенческих гонок12
Экипировка для приключенческих гонок10
Питание мультиспортсмена3





       AR-info.ru       AdventureRaces.ru   
 
Экстремальный портал VVV.RU Copyright © 2003 — 2017 Приключенческие гонки и мультиспорт. Первый мультиспортивный портал
Designed by Pravenkaya